Поиск по сайту:  


меню


  • Строительство
  • Ремонт
  • Отделочные работы
  • Дизайн, интерьер
  • Архитектура, дизайн
  • Мебель
  • Сантехника
  • Электрооборудование
  • Фотогалерея
  • Разное

.

Предыдущая | Содержание | Следующая
Неоклассическая сантехника

Глава 4. Задвижка не держит воду

Задвижка служит для перекрытия доступа воды на отдельные отрезки или весь трубо провод. Ее ставят там, где необходимо на дли тельное время открывать или закрывать ма гистраль, где нужны минимальные сопротив ления проходу воды, которая может с успехом протекать в прямом и обратном направлении. Задвижки устанавливают на трубопроводах са довых участков, поселковой сети, перед сель скохозяйственными комплексами, на входных и выходных коммуникациях в подвальных по мещениях многоэтажных домов и т. п. На коллективных садовых участках задвижки располагают обычно прямо на земле, так же как и трубопроводы ( рис. 1-4-1). В поселках

 


 

и городах задвижки прячут в специальные ко лодцы, от которых в траншеях под землей про ложены трубопроводы ( рис. 1-4-2). За исправностью задвижек обязаны наблю дать сантехники, но в аварийных ситуациях, когда вентилем на входной части трубопро вода невозможно перекрыть воду на садовый участок, в собственный дом или в квартиру, степени открытия отверстия для прохода воды . Эти задвижки рассчитаны на условное давление Р = 1 МПа и температуру не бо лее 225 °С. Их ставят на магистрали горя чего водоснабжения, отопления. Большая часть деталей задвижки выполнена из чу гуна. Шпиндель вытачивают из коррозиес - тойкой стали.

 


 

 


приходится пользоваться задвижкой. Поэто му необходимо познакомиться с ее устрой ством. Следует отметить, что закрывать зад вижку можно только в аварийной ситуации, так как через нее проходит вода на сотни са довых участков, домов или квартир. Неплохо запастись самодельным ключом для открытия и закрытия задвижки ( рис. 1-4-3). Различают параллельные и клиновые зад - зижки с выдвижным или скрытым шпинде лем. Задвижки с выдвижным шпинделем предпочтительней , так как величина высту пившей части шпинделя сигнализирует о Принцип работы параллельной задвижки внутри корпуса конец прямоугольной прост ( рис. 1-4-4). Вращая маховик вправо, поворачивают соединенную с ним ходовую, которая поднимает шпиндель

Выступающими сторонами прямоугольника шпиндель зацепляет диски и буксирует их. В результате в корпусе открывается отверстие для входа и выхода воды. При изменении направления вращения махо вика шпиндель прячется в задвижку, опуская диски и расположенный между ними клин. Как только основание клина упрется в дно корпуса, он остановится. Диски будут продол жать опускаться. Их раздвинет клин и прижмет к бронзовым кольцам внутри корпуса. Постепенно диски перекроют проходные от верстия корпуса.

Неисправности задвижек можно разделить на две группы. К первой относят те, которые ус траняют без прекращения подачи воды к зад вижке. Среди них чаще всего встречаются дефекты, связанные с неисправностью маховика. Так, в некоторых случаях при вращении маховика задвижка не перекрывает подачу воды. Для устранения неисправности необ ходимо проверить правильность закрепления маховика на шпинделе. Если маховик прямо посажен на верхний квадратный конец шпинделя и из - за скругления граней послед него вращается вхолостую ( рис. 1-4-46), то, придержав шпиндель трубным ключом, отво рачивают гайку любым подходящим ключом и снимают маховик. Если позволяет длина шпинделя, напильником запиливают новые грани ниже имевшихся. Можно и непосред ственно, взявшись трубным ключом за шпин дель, открыть или закрыть задвижку. При фиксации маховика не на шпинделе, а на ходовой гайке ( рис. 1-4-4 а) между ними вставляют шпонку. Если она выпадет или бу дет срезана, то маховик будет проворачивать ся. Для того чтобы снять маховик, одним клю чом придерживают колесо маховика, а дру гим — отворачивают контргайку. После отделения маховика вставляют в шпоночную канавку самодельную шпонку из обрезка стальной проволоки или часть гвоздя, под правленного напильником.

Ходовая гайка почти всегда имеет внутрен нюю трапецеидальную резьбу и наружную — метрическую. В задвижках с Ду = 50 мм шпон ку часто заменяет наружная резьба ходовой гайки. На нее наворачивают маховик, име ющий соответствующую резьбу во внутреннем отверстии ступицы. Контргайка не позволяет маховику отвернуться. При этом необходимо учитывать, что резьба на ходовой гайке и контактирующих с ней деталях — левая. Иногда маховик вращается вхолостую, если выскочил прямоугольный конец шпинделя из зацепления с дисками. Для устранения неис правности губками трубного ключа держат верхний резьбовой конец шпинделя и, не давая ему крутиться, вращают маховик, поднимая и опуская при этом прямоугольник шпин деля внутри корпуса задвижки до тех пор, пока он не попадет между дисками и не под хватит их. Обычно это удается за три - четыре цикла движения шпинделя, когда его повора чивают трубным ключом в пределах 15 — 90 °. Если за эти возвратно - вступательные переме щения прямоугольник шпинделя не поймает диски, значит, они упали на дно корпуса и за движка требует разборки. При отсутствии маховика на задвижке труб ным ключом через тряпку или прокладку ( рис. 1-4-5) вращают ходовую гайку за на -

ружную резьбу. Иногда на задвижке бывает разбит маховик. В этом случае по его остаткам подбирают трубный ключ соответствую щего номера ( рис. 1-4-6) или снимают сту пицу и работают имеющимся ключом. Для захвата округлых поверхностей ключ должен иметь две губки с острыми зубцами. Следующий возможный дефект задвижки свя зан с течью из - под крышки сальника. Ее ос танавливают равномерным попеременным закручиванием гаек на шпильках или откид ных болтах ( рис. 1-4-7). Если крышка саль ника полностью углубилась своим кольцевым буртиком и уперлась в находящуюся под ней площадку корпуса, необходимо дополнить на бивку или извлечь остатки старой и ввести новую. Предварительно закручивают до пре дела маховик и проверяют, на сколько пере крыта задвижка. Для этого открывают один из вентилей или кранов, расположенных за задвижкой. Слабая течь не будет помехой, но при сильной любая набивка сальника запре щена, так как вода ее выдавит. Для набивки сальника выворачивают гайки из шпилек или откидных болтов, держащих под гнетом сальниковую крышку ( рис. 1-4-8). Вынимают сальниковую крышку из крышки корпуса. Сделать это легче, если крышку саль ника последовательно или одновременно поддевать с двух сторон крупной отверткой и лопаткой гвоздодера или рукоятками ры чагов трубного ключа. Чтобы крышка сальни ка в дальнейшем меньше мешала, ее подвешивают на проволоке к спицам маховика. Об нажившийся кольцевой зазор между шпинделем и крышкой корпуса очищают от грязи и обрывков старой набивки крючком из стальной проволоки. Укладывают и утрамбовывают первый слой свежей набивки. Для этого можно использовать крышку сальника, если она свободно входит в нужное отвер стие, или любую из половин подходящей трубки , разрезанную в продольном направ лении по диаметру. Еще лучше присоединить к трубке под углом 90 ° рукоятку. Если исполь зуется не диаметральная часть трубки, а сек торная, например 20 — 30 °, в качестве рукоят ки можно отогнуть верх трамбовки, использо вать подходящие конопатки, чеканки и т. п.

На слои уплотнения в кольцевом зазоре опус кают крышку сальника и притягивают ее гайками. Зазор между этой крышкой и соответ ствующей опорной площадкой корпуса должен оставаться в пределах 6 — 10 мм как резерв для будущих подтяжек. Качество работы проверя ют, поднимая и опуская шпиндель. При отсутствии стандартного уплотнения при меняют скрученные нити из мешковины или полосы из хлопчатобумажной ткани, слегка смазанные любым маслом, предохраняющим их от гниения на длительный срок. Можно ис пользовать и веревки ( кроме пластмассовых) или специально вырезанные полукольца из резины, но в этом случае следует слабо при тягивать крышку сальника. Сильная затяжка будет мешать работе шпинделя, да и резина может крошиться.

Особой осторожности требует замена прорван ной или продавленной прокладки между кор пусом и его крышкой. Как и в предыдущем случае, закрывают задвижку и проверяют, пропус кает ли она воду. Затем соединительные болты между крышкой и корпусом через один времен но заменяют более длинными ( на 20 — 25 мм). Оставшиеся постоянные болты удаляют, а на длинных на две—пять ниток отворачивают резьбу гайки и сразу же поворачивают махо вик в сторону закрытия. При этом крышка поднимается ненамного. Повторяют операцию до тех пор, пока не появится щель (7 — 15 мм), до статочная для смены прокладки. Иногда щель увеличивают, чтобы хорошо почистить поверх ность от остатков изношенной прокладки. Но вую прокладку выкраивают по старой или по наружным габаритам крышки, уменьшив их на два диаметра болта. В одном месте проклад ку разрезают зигзагообразно, чтобы ввести за болты и вокруг шпинделя. Зигзаг страхует от просачивания воды. Для прочности мож но установить две прокладки со смещением зигзагов на 180 °. Для корректировки поло жения прокладки, вырезая, оставляют на ней зыступы. Лучший материал для прокладок — листовая резина, худший — обычный, не гофрированный , картон, предварительно про масленный.

Ко второй группе неисправностей задвижек относятся те, которые устраняют без доступа воды. Одним из основных таких дефектов яв ляется невозможность перекрытия воды через задвижку. Обычно это вызвано повреждени ем контактирующих поверхностей дисков и колец песчинками и частицами окалины, ржав чины. Действительную причину устанавливают, вскрыв задвижку. Для этого отворачивают гайки с болтов, стягивающих корпус и крышку корпуса. Иногда для быстроты разборки пере резают болты ножовкой ( в случае когда ржав чина не дает отвернуть гайки). Благодаря фланцевому соединению корпуса и крышки корпуса возникает довольно большой зазор, позволяющий проникнуть полотну ножовки. При этом необходимо заранее заготовить но вые болты и гайки, которые при установке обильно смазывают солидолом, техническим вазелином, борным вазелином и т. п. Взявшись за маховик, отделяют крышку кор пуса. За шпинделем должны последовать дис ки и клин, но на задвижке, длительное время находившейся в эксплуатации, диски могут не отсоединиться от корпуса. В этом случае вы ворачивают маховик вместе с крышкой до шпинделя. С обнажившейся внутренней повер хности корпуса и верхней части дисков зуби лом скалывают наслоения, тормозящие выход дисков. Чем ближе будут находиться диски к верхней части корпуса, с которой снята крыш ка и из которой торчит шпиндель, тем легче их извлечь. Прямоугольник шпинделя при этом не должен раздвигать диски. Нельзя допускать, чтобы диски оказались на дне корпуса, так как их будет распирать клин, прижимая к кольцам и не позволяя вынуть диски. Через централь ное отверстие во фланце пальцами одной руки можно подталкивать диски снизу, а другой рукой вытягивать шпиндель в случае, когда зад вижка отсоединена от трубы. После разборки контактные поверхности дис ков и колец очищают ножом. Лезвие ножа держат так, чтобы оно сразу захватывало всю ши рину кольца. В противном случае могут быть нанесены новые царапины. Можно применить травление. Для этого в ведро с водой насыпают стакан стиральной соды и оставляют в нем диски на сутки или двое. При наличии подхо дящей емкости протравливать можно и корпус. После очистки поверхностей одну из них про беливают мелом или зачерняют копиркой для пишущей машинки. Загрязненной поверхно стью трут соприкасающуюся с ней поверх ность. Возникшие окрашенные бугорки следу ет сшабрить. Допускается и притирка, но она занимает больше времени. Для грубой притир ки можно использовать порошок, остающийся у заточного станка. Для доводочной притирки необходима специальная паста типа ГОИ. Гру бую притирку можно выполнять абразивной шкуркой, приклеенной или привязанной по краям к дощечке. Ширина дощечки должна быть несколько больше диаметра, скажем, кольца. Притирают сразу всю поверхность, изменяя направление возвратно - поступатель ных движений и оказывая равномерное дав ление на всю тыльную сторону дощечки. Иногда вытянуть диски за шпиндель не уда ется, а шпиндель в неразборной задвижке вращается вместе с маховиком вместо того, чтобы совершать возвратно - поступательное движение. Открыть такую задвижку для пол ного прохода воды невозможно, так как дис ки перестали висеть на прямоугольном выс тупе шпинделя и упали, застряв на клине. За крыть задвижку также нечем. Неисправность заключается в шпинделе, у которого поржа вели прямоугольные выступы на конце, рас положенном внутри корпуса ( рис. 1-4-9). В этом случае необходимо вскрыть задвижку и заменить шпиндель, взяв его, например, с зад вижки, пришедшей в негодность по другим причинам или с новой задвижки. Это быст рее, чем замена всей задвижки. Испорченные ржавчиной выступы можно восстановить усадкой в кузнечном горне или наплавкой с помощью электросварки.

Клиновые задвижки ( рис. 1-4-10) в основном устанавливают на трубах холодного водоснаб жения. При резких перепадах температуры воды эти задвижки могут заклинить. Ремон тируют их так же, как параллельные. Характе ристика клиновых задвижек приведена в таб лице № 1.4.2.


 

 

.
реклама
 
Галерея

Наша фотогаллерея интерьеров дома
на главную написать нам