Поиск по сайту:  


меню


  • Строительство
  • Ремонт
  • Отделочные работы
  • Дизайн, интерьер
  • Архитектура, дизайн
  • Мебель
  • Сантехника
  • Электрооборудование
  • Фотогалерея
  • Разное

.

Предыдущая | Содержание | Следующая
Архитектурный дизайн

Колористика и цветоведение

Цвет — одна из основных визуальных характеристик окружающего мира, воспринимаемая человеческим сознанием, средство опознания его свойств, формирования зрительных и эмоционально окрашенных образов, дающих объективную полезную информацию о среде и влияющих на биологическое состояние и психологический тонус человека.

Люди научились практически использовать свойства цвета, в том числе и для создания комфортной обстановки, направленно влияющей на самочувствие и настроение, поступки и действия. Сознательное и грамотное использование цвета дизайнером — эффективный профессиональный метод преобразования среды обитания, возможности которого нужно знать и которым нужно владеть [4, 9, 27, 44, 45, 52, 71, 135].

Проводником многостороннего влияния цвета на человека является цветовое видение, сформировавшееся благодаря генетически развитой способности глаза воспринимать электромагнитные колебания в диапазоне световых частот, усваиваемые зрительными рецепторами как цвета спектра, полученные разложением белых солнечных лучей трехгранной стеклянной призмой (рис.Ш.2.1).

Свет и цвет объективно не существуют в природе, есть только электромагнитные колебания определенной длины и частоты, которые интегрируются в свето-цветовые ощущения биопсихологическим аппаратом человека в меру его жизненных потребностей.

 

Судя по данным, описывающим выявленные особенности цветовйдения животных и насекомых, а также историческим и этнографическим сведениям о восприятии цвета человеком, его современные возможности в этом смысле сложились в процессе длительной эволюции, еще, по-видимому, не завершенной.

Скорее всего, цветовйдение зарождалось как элементарная реакция простейших существ, обитавших в первобытном океане, на свет и тепло (рис. III.2.2). Максимальной яркостью, пробивающей мутную среду, обладает желто-оранжевый свет — на него и реагировали в первую очередь зарождающиеся цветорецепторы, приобретавшие и сами аналогичный цвет. Вы не обращали внимание на ярко-оранжевый цвет глаз у рыб, обитающих в непрозрачной воде прудов — карпов, сазанов? Ведь этот цвет — светофильтр, повышающий условия видимости, так же как и оранжевые подфарники автомобилей, включаемые при тумане.

С выходом океанских обитателей на сушу развитие ощущения электромагнитных волн, соответствующих желтому свету, идет в направлении расщепления восприятия холодных и теплых оттенков цвета, стимулированного максимальной яркостью на воздухе желто-зеленого цвета длиной волны 555 нм. Отныне для предков человека цветоощущение развивается по двум параллельным линиям: холодным (зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и теплым (ярко-желтый, оранжевый, красный, малиновый) тонам. Невидимыми — пока — остаются ультрафиолетовый и инфракрасный цвета, т.е. излучения, им соответствующие.

Есть существенная разница в восприятии цвета от прямого источника света и от окрашенной поверхности.

Цвет лучей заходящего солнца, бело-голубое свечение сварочной дуги, зеленый луч лазера, цвет витража воспринимаются глазом непосредственно от источника. Если цветные лучи солнечного спектра, полученного разложением белого света призмой, вновь собрать проекцией в единое пятно, то их сумма даст белый цвет. Для получения подобного эффекта достаточно сложить проекции основных цветов спектра (т.е. таких, которые невозможно получить смесью двух других), в данном случае это — красный, синий, зеленый. Эта операция носит название аддитивного (суммирующего) смешения цветов (рис. III.2.3 а). Технически оно реализуется, например, в цветном телевидении; люминофоры экранов излучают порознь красный, зеленый, синий цвета, из которых оптическим смешением создается ощущение всех остальных цветов, включая желтый как результат сложения красного и зеленого, что можно легко проверить, вооружившись лупой [4].

Субтрактивное (вычитательное) сочетание цветов основано на эффекте отражения—поглощения цветовых лучей поверхностью предмета, воспринимаемый цвет которого в результате зависит от физико-химических свойств его вещества (например, материал предмета или покрывающая его краска поглощают все цвета падающего на него света, кроме синего, который отражается и принимается за цвет предмета), условий освещенности (синий диван, освещенный вечерним солнцем, кажется темно-серым — причины мы рассмотрим ниже) и от психофизиологической оценки работы зрительного аппарата.

Особенности субтрактивного смешения цветов раскрывает следующий эксперимент. Луч белого света, пересекающий фильтры из основных цветов, в конечном счете не дойдет до экрана (рис. III.2.3 б), потому что каждый фильтр пропускает только собственный цвет, поглощая остальные. Большинство колористических операций реализуется по схеме субтрактивности: апельсин поглощает все цвета, кроме оранжевого; смешивая желтый и синий цвета, получаем зеленый.

Три основные цвета в субтрактивном смешении — малиновый, голубой, желтый. При растровой технологии печати они закрывают практически все колористические потребности полиграфии.

Дизайнер также, как правило, имеет дело с окрашенными поверхностями, отражающими цвет в силу своих естественных свойств или окраски. Возможности современного производства обеспечивают художников и дизайнеров палитрой красок и красящих веществ практически безграничного диапазона.

В этой главе рассматриваются физические свойства цвета, биологические основы восприятия и психофизиологическое воздействие цвета на сознание человека, а также вопросы практического использования законов колористики в дизайне.

К основным физическим параметрам цвета относятся тон, насыщенность и светлота [27].

Цветовой тон — чистый спектральный цвет с фиксированной длиной волны, который является базовым для образования семейства родственных цветов. Так, красный цветовой тон присутствует в красно-оранжевом, ярко-красном, малиновом, розовом, красно-коричневом цветах.

Насыщенность — степень интенсивности, условно определяется мерой разбеливания чистого спектрального тона или его приглушения ахроматическим (черным, серым) цветом; с вводом добавлений цвет смягчается.

Светлота (яркость) — мощность излучения поверхностью отраженного света, сила которого зависит от уровня освещенности и спектральной позиции цвета. При равных условиях освещенности желтый цвет имеет большую яркость, чем фиолетовый. Максимальной яркости освещение (слепящий свет) обесцвечивает цвет, при минимальной (или нулевой) освещенности цвет воспринимается черным. В качестве иллюстрации перечисленных свойств цвета на рис. III.2.4 представлены линейный солнечный спектр, ахроматический и монохроматическая ряды.

Для характеристики других свойств цвета, которые открывают доступ к практическому использованию законов колористики, обратимся к круговому спектру из 12 цветов, составленному выдающимся английским ученым И. Ньютоном в XVII в. на основе анализа свойств линейного спектра (см. рис. III.2.1). Чтобы сохранить визуально логичную последовательность смены цветов в спектре, Ньютон замыкает его пурпурным цветом — смесью красного (малинового) и фиолетового. Вам также будет полезно изобразить круговой спектр, подбирая нужные краски. Сбалансированность подбора цветов в секторах проверяется быстрым вращением круга (наклейте его на картон), при котором все цвета сольются в общий свинцово-серый тон — это эффект субтрактивного смешения.

В соответствии с бытовыми ассоциациями половина кругового спектра от желто-зеленого до красного относится к теплым цветам, другая половина — к холодным. Конкретное сопоставление цветов говорит об условности такой температурной дифференциации. Лимонно-желтый цвет представляется более холодным, чем цвет желтого кадмия. А интенсивный цвет ультрамарина в сравнении с сине-стальным цветом берлинской лазури может показаться даже горячим.

Разница между цветами увеличивается по мере их удаления друг от друга. Максимальный контраст достигается полярным расположением цветов; в этом случае они называются дополнительными. Гармонизация дополнительных цветов является основой практической коло-ристики. Смесь дополнительных цветов имеет нейтральный серый цвет, а непосредственный пограничный контакт взаимно усиливает оба цвета; фиксированным взглядом (взгляд удава на кролика!) пограничная зона воспринимается в виде вибрирующих светящихся полос — такова реакция нашего зрительного аппарата (рис. III.2.5).

Переходя к изложению биологических основ цветовйдения, подчеркнем, что эффекты различных сочетаний цветов, в т.ч. и дополнительных, являются результатом восприятия их цветовыми рецепторами и субъективной оценки сознанием.

Явление взаимного усиления цветов на границе контакта называется симультанным (одновременным) контрастом. Последовательный контраст возникает при фиксированном наблюдении в течении, примерно, 10 сек цветового пятна простой геометрической формы и затем быстром переносе взгляда на лист белой бумаги (рис. III.2.6). Возникает фантом цвета, дополнительного к виденному.

Соответственно расположению дополнительных цветов на спектральном круге наблюдение желтого треугольника вызывает фантом сиреневого треугольника, а наблюдение красного круга — фантом сине-зеленого цвета. Это свойство работы визуального аппарата — индукция на соседнее пространство цвета, дополнительного наблюдаемому — важный и тонкий инструмент в деятельности дизайнера.

Путь достижения цветовой гармонии через сочетание дополнительных цветов подсказывает сам механизм визуального возбуждения полярного цвета при наблюдении исходного. Отсутствие или торможение этого процесса вызывает цветовой голод, ощущение визуального дискомфорта, утомление, которое можно снять даже небольшой дозой дополнительного цвета.

Автогенерация дополнительного цвета происходит при непосредственном контакте цвета с ахроматическим полем (рис. III.2.7).

На основе сочетаний дополнительных цветов составляются гармоничные цветовые композиции, модифицированные ахроматическими дополнениями, цветокомпонентами различной интенсивности — сообразно архитектурному или дизайнерскому замыслу (рис. III.2.8).

Механизм генерации дополнительного цвета (как аналитической деятельности мозга) во многом определяет характер визуальной оценки цветов в их сочетаниях. Соотношения цветов регулируются понятиями тождества, нюанса, контраста в пределах их свойств по тону, насыщенности и светлоте.

Абсолютное тождество соответствует полному сходству цветов по всем параметрам свойств — речь попросту идет об одном цвете.

В отношениях нюанса находятся цвета, незначительно отличающиеся по свойствам: например, в пределах одного тона, или спектральные цвета равной яркости.

Сопоставляются обычно не более двух—трех цветов, иначе идея колористической гармонизации растворяется в многоцветье компонентов.

Наиболее продуктивным в формах соотношения цветов выступает контраст. В контрастном отношении находятся упомянутые дополнительные цвета. Свойства насыщенности и яркости также предполагают контрастные отношения.

Контраст цветов вызывает зрительные иллюзии (рис. III.2.9). Белый квадрат на черном фоне кажется крупнее равного ему черного квадрата на белом фоне ввиду эффекта иррадиации, вызванного сильным яркостным контрастом. Розовый цвет на белом фоне кажется блеклым, на черном фоне — насыщенным. Желтый цвет рядом с оранжевым воспринимается зеленоватым. Под влиянием последовательного контраста перенос взгляда с синего цвета на зеленый сообщает последнему желтый оттенок. С красного на фиолетовый — голубой. Оранжево-малиновому цвету заката сопутствуют тени сине-зеленого цвета. Феномен последнего зеленого луча заходящего солнца имеет ту же природу контрастного возбуждения фантома дополнительного цвета. Известный ученый XX в., исследователь колористики и педагог Баухауза И. Иттен, приводит семь типов цветовых контрастов [52]:

- контраст по цвету;

- контраст светлого и темного;

- контраст холодного и теплого;

- контраст дополнительных цветов;

- симультанный контраст;

- контраст по насыщенности;

- контраст по площади цветовых пятен. Основная часть приведенных типов контрастов

в большей или меньшей степени затронута в этой главе.

Восприятие цвета меняется в различных условиях освещенности. Желтый цвет ламп накаливания усиливает и закрепляет коричневые и красные тона, но омертвляет синие цвета.

 

 

Зеленоватый свет ртутных ламп уличных фонарей придает зловещий фиолетовый оттенок лицам прохожих. Вращение юлы, окрашенной черными и белыми секторами, вызывает иллюзию розового и темно-зеленого цветов. Определенное влияние на режим видения оказывает т.н. сумеречное зрение; в силу биологических особенностей строения цветовых рецепторов ночью утрачивается ощущение цветности теплой части спектра, теряется насыщенность зелено-голубых тонов.

Особенности фокусировки зрения при наблюдении цвета выявляют равные результаты цветоощущения от мозаично окрашенной поверхности (оптическое смешение цветов, использованное в XIX в. пуантилистами (рис. III.2.10) и картины, выполненной смешанными красками (поверхностное смешение цветов). На механизм оптического смешения цветов рассчитан метод растровой печати в полиграфии.

 

Психологическое воздействие цвета определяется как подсознательным влиянием цвета на психику, так и обусловленными жизненным опытом условными рефлексами и ассоциативным мышлением.

Визуальное восприятие отдельных цветов вызывает органическую реакцию достаточно устойчивого типа воздействия. Так, красный цвет активизирует кровообращение и повышает кровяное давление, стимулирует активную деятельность, агрессивность, эротичность. Желто-зеленый настраивает на спокойный, деловой ритм жизни. Синий и фиолетовый успокаивают и даже угнетают психику. Психологическое воздействие цвета, пропущенное через фильтры опыта, сознания и ассоциаций, индивидуально по своему характеру. Для каждого человека понятия тяжелого—легкого, теплого—холодного, далекого—близкого, сладкого—кислого—соленого—горького сопрягаются с цветами, небесспорными для других людей.

Тем не менее для большинства темные цвета соотносимы с представлениями о тяжелом; цвета, производные от желтого и красного, представляются теплыми; корпусные фактурные цвета представляются расположенными ближе, нежели голубовато-серые без выраженной фактуры поверхности {рис. III.2.11). Широкий разброс цветовых представлений отмечает вкусовые ассоциации, особенно связанные с соленым и горьким (табл. 111.2.1).

Представление о цветовой перспективе, отмеченное потерей насыщенности цвета в глубину с усилением голубовато-серых тонов, выраженной плоскостностью и обобщением дальних планов, преобладанием корпусных, теплых красок на переднем плане подкрепляется линейной и воздушной перспективой. Большинство грамотных живописных произведений с сюжетами, развитыми в глубину, колористически построены по схеме спектральной последовательности цветов от красно-коричневых к голубовато-сиреневым с перспективным падением насыщенности красок (рис. III. 2.12).

Обитание в конкретном географическом регионе с устойчивыми климатическими параметрами и цветностью природной среды формирует традиционные этнические стереотипы цветовых предпочтений. Как правило, любимые цвета являются дополнительными к господствующему тону среды. Для жителей Средней Азии, где большую часть года пейзаж имеет сиренево-пале-вую окраску иссохших степей, средством погашения цветового голода стали лазурно-зеленые с бело-сине-черным орнаментом купола мечетей и мазаров. А для обитателей таежных лесов желанны красные и желтые цвета.

Любопытна и другая статистика: женщины предпочитают голубые и, в общем, пастельные, мягкие тона, мужчины — красные, оранжевые, черные — цвета энергичные, резкие, возбуждающие.

Делаются попытки найти общие гармонические закономерности цветового и музыкального рядов. Эксперименты по созданию цветомузы-кального резонанса (А.Н. Скрябин) основаны на т.н. синопсии — ощущении цвета определенных звуков. Лучшие умы человечества давно ищут некий единый модуль гармонии в математике, архитектуре, музыке, колористике.

Практика дизайна архитектурной среды немыслима без колористики. Одно из свойств пространства — цвет — представляет предмет проектной разработки как средство создания визуально-психологического комфорта среды обитания. Он может выступать в качестве интегрирующего пространство обезличенного приема (например, общая окраска стен) или в роли акцента, преследующего цель визуальной корректировки габаритов помещений или выделения их главного элемента.

Хрестоматийными стали рекомендации подбора теплых тонов для цветового решения интерьера, ориентированного окнами на север, и холодных — для комнаты, открытой на юг. Помня о взаимодействии дополнительных цветов, визуальное впечатление о холодном интерьере можно изменить, если внести в его среду ярко окрашенный элемент, по сравнению с которым интерьер представится теплым.

Использование ассоциаций, связанных с дистанционными цветовыми иллюзиями, позволяет визуально сократить или удлинить, сузить или расширить помещение, а вместе с членениями стен создать впечатление большей или меньшей высоты. Следует добавить, что вместе с эффектом воздействия приближающего или удаляющего цвета имеют значение фактура и рисунок поверхности, которые позволят глазу достаточно точно определять расстояние и не поддаваться иллюзиям по этому поводу. Крупный рисунок обоев насыщенного цвета, большая картина в богатой золоченой раме приблизят стену. Серо-голубая бесфактурная окраска, монохромная контурная гравюра в легкой окантовке отодвинут стену вглубь и создадут ощущение более просторного помещения.

Цвет представляет один из индикаторов архитектурного стиля. Границы цветовых предпочтений различных эпох: естественные природные цвета вплоть до европейского средневековья, насыщенные тона интерьеров эпохи Возрождения, манерность и изысканная мягкость цветов интерьеров барокко и рококо, сумеречная колерная гамма модерна, пластмассовая яркость интерьеров хай-тека, сарафанное разноцветье кича.

В современном подходе к колористике пространства наметились две основные тенденции {рис. III.2.13). Первая ориентируется на нейтральное цветовое решение, в котором общий цвет среды отходит на второй план, становится фоном, а роль цветовых акцентов играют аксессуары, элементы предметного наполнения. Цветовые всплески оправдываются естественной колористикой природных материалов вроде обнаженной кирпичной или каменной кладки, текстуры дерева.

Другая откровенно демонстрирует эффекты привлеченных цветов, гармонию насыщенных красок, цветовых пятен, активно формирующих ракурсы наблюдения; все в целом задает высокий жизненный тонус. Цветовая гармонизация опирается на различные формулы сочетаний: от подчинения функциональной обусловленности к независимому авторскому решению в подборе цветовых аккордов на основе колористической грамотности.

Функциональная специализация интерьера — основной аргумент в обсуждении колористических замыслов, в которых разделены фон и предметное наполнение. Фоновое решение интерьера цветочного магазина, наполненного яркими цветами, предпочтительно в черных и зеленых тонах. В колерном решении кондитерской, по всей вероятности, будет уместным привлечение розового, белого, коричневого тонов, а не синего, зеленого, фиолетового. Цветовая гамма в любом случае должна ограничиваться двумя—тремя цветами. Наиболее квалифицированно выглядит использование одного тона разной насыщенности, поддержанного акцентами дополнительного цвета. Впечатление колерного разнообразия (но без пестроты!) создает гармония двух дополнительных цветов с добавлением ахроматических тонов — черного и белого.

Цветовые решения имеют особое психофизиологическое значение в создании комфортной обстановки сферы производства. Эта тема уже частично рассмотрена в предшествующих разделах, как и информационное использование цвета для обозначения рабочего и транспортного оборудования, трубопроводов, эвакуационных путей, опасных зон

 

Специальные требования к окраске интерьеров предъявляются при проектировании средыучебных и лечебных учреждений, где ставятся задачи создания соответствующей психологической атмосферы, в т.ч. средствами цвета. Здесь особенно важен учет ассоциативно-психологического воздействия цвета (см. табл. III.2.1).

.
реклама
 
Галерея

Наша фотогаллерея интерьеров дома
на главную написать нам